Им тоже хочется жить!

Каждый человек имеет право на свободное передвижение. Но для людей с ограниченными возможностями это право действует лишь на территории собственной квартиры, потому что архитектурно-строительные барьеры и отсутствие специализированного транспорта приводят к изоляции от общества. Да и само общество никак не может понять, что для инвалида главное не пенсия и даже не жалость и вздохи бабушек. Такой человек просто хочет жить, как все: учиться, работать, создавать семью. Для этого необходимы условия, обеспечить которыми может только власть. А это не так уж просто. Но молодежный актив инвалидов Луганска, который пять лет назад создал свою организацию «Ами-Восток», не отчаивается и верит, что если стучать, то обязательно откроют. Поэтому и организовали практический семинар в рамках проекта «Создание комитета доступности к объектам социального предназначения для людей с инвалидностью в Луганском регионе», пригласили представителей общественных организаций инвалидов из Симферополя, Кировограда, Днепропетровска, Львова и других городов, чтобы поделиться друг с другом опытом и в очередной раз напомнить о своих проблемах.

«Дайте нам выйти из квартиры»
Одной из главных проблем инвалидов является отсутствие пандусов – наклонных поверхностей для вертикального перемещения инвалидов на креслах-колясках и лифтов в жилых домах. Бывает, что лифт вроде бы и есть. Но его дверной проем так узок, что человек, передвигающийся на коляске, просто не может туда въехать. Представителями различных организаций было проведено анкетирование 300 инвалидов Луганской области. 80{8f4172832b18d3bf732d5cd6a1b134323d9802c8cbf045b1f303a55e12568a6c} опрошенных считают, что они не могут себя чувствовать полноценными людьми только потому, что не в состоянии покинуть квартиру.

Конечно, все быстро не делается. И не появятся пандусы и лифты все сразу, в один день. Но надо же с чего-то начинать? Когда образовалась Национальная ассамблея инвалидов Украины в 2001 году, была организована встреча Президента Украины с представителями Ассамблеи. Президенту был поставлен вопрос: закон об основах социальной защищенности инвалидов в Украине вступил в силу в марте 1991 года, прошло десять лет, кто-нибудь анализировал, что за это время сделано, решаются ли проблемы инвалидов? Был составлен государственный отчет и разработана Комитетом строительства и архитектуры программа ликвидации архитектурных барьеров. Национальная ассамблея инвалидов стала требовать, чтобы при принятии архитектурных объектов в эксплуатацию государственная техническая комиссия считалась с инвалидами. Ведь кто, как не они, знает, что необходимо людям с ограниченными физическими возможностями?

Но, как говорит представитель Национальной ассамблеи инвалидов Украины в Луганской области, председатель луганской молодежной организации «Ами-Восток» Татьяна Баранцова, существуют определенные нормы, которые позволяют в состав государственной архитектурно-строительной комиссии включать лишь определенных специалистов. Поэтому, чтобы иметь какое-то влияние на комиссию, и был разработан проект создания комитетов доступности к объектам социального предназначения для людей с инвалидностью, в том числе и в Луганске. Чтобы инвалид вошел в состав такого комитета, необходимо прослушать курс лекций, участвовать в конференциях, которые будут проводиться в различных городах области. В общем, придется просвещаться.

В декабре все участники проекта получат сертификаты. Обладатель такого сертификата будет иметь право консультировать членов государственной архитектурно-строительной комиссии. И тогда не только банки и супермаркеты будут доступны для инвалидов. Областной дворец культуры и областной государственный цирк откроют для них свои двери! Вот о чем мечтают инвалиды, потому что не хлебом единым жив человек. Каждый должен иметь возможность культурно развиваться, выходить в общество, гулять со своими детьми.

Луганская молодежная организация «Ами-Восток» занимается не только подготовкой членов государственной архитектурно-строительной комиссии. Проводятся семинары для родителей, которые воспитывают детей и молодежь с психофизическими заболеваниями. Осуществляются социокультурные программы. С детьми-инвалидами и молодежью работают хорошие психологи и педагоги.

– Некоторые руководители смотрят на нас, как на непрофессиональный, какой-то никому ненужный отросток, – говорит Татьяна Баранцова. – Собралась кучка людей и что-то там копошатся. Но они сильно ошибаются. Сейчас многие члены нашей организации имеют по два высших образования. Так что мы – люди вполне разумные, а главное – все сильные духом.

Ах дороги…
Еще одной бедой является дорога. Высокий бордюр (в 22 сантиметра) человек на коляске не может преодолеть самостоятельно. Приходится ехать по проезжей части. Результат – за пять лет в Луганске было сбито три инвалида. Еще хуже обстоят дела с «зеброй». Рисуют ее без какой-либо логики. Когда будете переходить дорогу, обратите внимание на то, правильно ли нарисована пешеходная зебра. Как заметил Ярослав Грибальский, координатор программы Национальной ассамблеи инвалидов Украины, в некоторых местах красные, белые полосы выводят пешехода… то на забор, то на столб. И как тут быть человеку на коляске, здоровый и тот рискует попасть под колеса автомобиля? Здесь, как видите, вопрос не в деньгах. На краску деньги нашли, а вот использовать ее с умом не смогли. Куда же смотрели «художники»?

Но и это еще не все проблемы. Органы власти обещают, что общественный транспорт все-таки будет доступен для инвалидов. А вот с поездами не все так гладко. На данный момент Донецкая железная дорога обеспечивает Луганск специальным вагоном. Обычно этот вагон обслуживает две области. Но на данный момент он в нерабочем состоянии. Поэтому приходится ездить в обычных вагонах.

– Использование обычных вагонов – не решение проблемы, – говорит Татьяна Баранцова. – Вот недавно неумелый помощник на ступеньках уронил человека с коляской, когда поднимал… И неудивительно: тут одна такая коляска 50 килограммов весит. Должны быть специальные вагоны. Хотя бы один на всю область.

В Украине семь лет назад закупили шесть вагонов. Однако, по словам Ярослава Грибальского, на некоторых железных дорогах их использовали не по назначению. Они просто стали штабными. В общем… комфорта захотелось проводникам.

Кабинет Министров обещал в 2007 году закупить еще 8 вагонов. Но слова так и остались словами.

– Когда наша рабочая группа сидела в кабинете Министерства транспорта, – говорит Ярослав Грибальский, – позвонили из Министерства финансов и сказали: «Забудьте о финансировании». Я понимаю, что специальные вагоны очень дорогие. Один такой стоит 4 – 5 миллионов. Но можно же переконструировать обычный вагон! В конце концов, если хочешь что-то сделать, то находишь способ.

Право – это иногда единственное, что остается людям с ограниченными возможностями. И они намерены за это право бороться. Потому, что им тоже хочется жить!

Александра ГОРГУЛЬ.
г. Луганск