Проблематика

     В настоящее время тема образования людей с ограниченными физическими возможностями является очень существенной. Образование, является одним из главных факторов культуры и духовности человека, на что безусловное право имеет каждый гражданин, поэтому трудно представить народного депутата, министра, руководителя учреждения или специалиста, который бы утверждал, что человеку с инвалидностью образование не нужно.

     Действительно это так. На Украине единицы отдаленных от проблематики граждан скажут, что человеку с проблемами здоровья образование не обязательно. И правда, не говорят, мало, кто из педагогов школ или ВУЗов задумывается о том, какого качества является образование для детей с инвалидностью на Украине. Какие факторы способствуют его росту и мотивации, и почему сегодня так интенсивно говорят об инклюзии?
   
    
     Зачем столько трудностей при переоборудовании школ, зачем эти дополнительные обязанности следить за ребенком-инвалидом, если и со здоровыми ребятишками проблем не мало? Шагая этапами внедрения инклюзии складывается впечатление, что педагогу лучше выразить тревогу и обеспокоенность за безопасность ребенка с инвалидностью, снова сослаться на жестокость современных детей, которым-то и шанса не было дано, чтобы проявить свое отношении к сверстнику, который хуже видит, слышит или имеет проблемы с передвижением.
   
 

     Так говорят взрослые, не предоставляя права выбора, ни ребенку с инвалидностью, ни его здоровым сверстникам, которые по многим фактам гораздо толерантнее и милосерднее к своим ровесникам с инвалидностью, чем взрослые — родители и педагоги.

      Чрезвычайно странным является тот факт, что множество существующих законов государственных, международных, которые говорят о необходимости и праве ребенка или молодого человека с инвалидностью на образование, по своему влиянию являются мизерными, нежели субъективные рассуждения граждан, которые наделены различными формами воздействия на ситуацию. Руководят стереотипы, а не законы, на нет сводя право людей с инвалидностью на получение полноценного образования. 

 
 Проблема партнерства.

     Считая, что получение образования является в целом прерогативой детей и молодежи хотелось бы еще сделать один акцент на том, что данная целевая группа не изучена, не исследована, не понята.

     Нет данных по Украине, о количестве молодежи с инвалидностью.

     Кто эта молодежь? Какие, преимущественно, имеет группы инвалидности? Какие возможности? Какие интересы? Какие проблемы? И только ли Министерство труда и социальной защиты населения обязано решать вопросы архитектурной доступности учебных заведений, специализированного транспорта, жилья студентов с инвалидностью т.д.?

     Кто дети с инвалидностью? Сколько с «надомников» должны учиться в школе, сколько нужно школьных автобусов, в какие школы, где учатся дети с проблемами передвижения, зрения и слуха? Сколько возможных студентов данной категории?

     Почему фактически 100{8f4172832b18d3bf732d5cd6a1b134323d9802c8cbf045b1f303a55e12568a6c} высших учебных заведений и школ является архитектурно-недоступными? Я хочу сказать, что архитектурная доступность состоит не только из нормативного пандуса на входе или кнопки вызова, но и из доступного санузла, столовой, медпункта, которые не имеют нормативной по Государственным строительным нормам доступности почти нигде. Дело уже не идет о вторых и третьих этажах учебных заведений.

 

     Почему общество так поверхностно относится к потребности людей с инвалидностью получить полноценное обучение, в достойных условиях — не в гардеробе, не заставляя себя носить на руках по этажам, не выслушивать проблемы отсутствия сурдопереводчика в ВУЗах, социального сопровождения, что давно является нормой любой страны?
Татьяна Баранцова,
 представитель НАИУ
 в Луганском регионе
руководитель проекта
 в рамках программы ПРООН