Имею право

     Беспредел — (действия, переходящие всякие
рамки писаных и неписаных законов
).


     «Когда право превращается в беспредел, сопротивление становится обязанностью»
,- вспоминала я, готовясь 12.12.11 посетить семинар «Право на реабилитацию, лечение и занятость; МСЭК» Об этом семинаре, я узнала буквально по «сарафанному радио». По дороге в санаторий «Славянский», где проходило это важное для всех нас событие, я просила у Всевышнего мудрости и любви для себя, для всех, кто приедет и будет участвовать в обсуждении серьёзных проблем социальной защищённости инвалидов. Очень не хотелось, чтобы проблемы огромной массы людей с ограниченными возможностями обсуждалась в закрытом узком кругу…


     Но, слава Богу, этого не состоялось. Учитывая отсутствие информации о конференции, только зарегистрированных участников, готовых подписать резолюцию её итогов, было 86 человек.

     К сожалению, на семинаре не смогли присутствовать ни генеральный директор СКРЦ «Славянский курорт» В.В. Яковленко, ни главный врач специализированного санатория «Славянский» Н.И. Лигачов.

     Присутствовали на конференции:

Соломенцева Ольга, представитель Луганского областного МСЭК, с докладом о разделении 1-й группы инвалидности на 1-А и 1-Б группы, ИПР
Саевич Лариса – содокладчик по теме групп инвалидности 1-А и 1-Б.
Землянкин Владимир, председатель Донецкой областной правозащитной организации инвалидов «Фемида», доклад о способах определения степени ограничения жизнедеятельности инвалида и правовые последствия этого определения.
Решнюк Ксения, главный специалист отдела социального обслуживания населения про УТСЗН Луганской ОГА.
Богачев Александр, глава координационного совета специализированного санатория «Славянский», доклад о проблемах вокруг санаторно-курортного лечения инвалидов с проблемами травм и заболеваний спинного мозга.


     Вела конференцию Баранцова Татьяна, внимательная и миловидная хрупкая (по виду, потому что плоть немощна – дух силён), председатель Луганского областной молодежной организации инвалидов «АМИ-Восток». В своём вступительном слове Татьяна уделила внимание безбарьерности Украины для обучения, трудоустройства и просто – жизни простых инвалидов в Украине, количество которых составляет, всё же, значительную часть населения. Её рассказ о методах выполнения НАИУ указа №588/2011 Президента Украины был встречен горячим обсуждением присутствующих. Да, накопилось, да, надоело непонимание и неприятие условно здоровой частью населения вечно проблемных (с их точки зрения) инвалидов. Но подумаем – а почему в странах Европы и Америки нет инвалидов, а есть люди с ограниченными возможностями – к безбаръерному передвижению, безбаръерному общению, дающих возможность окружающим научиться сострадать и любить. Это не произойдёт одномоментно.
 
 
  
     Но произойдёт – иначе, как подытожили эту часть семинара Володя Землянкин и Александр Богачёв, Украину не возьмут ни в какое цивилизованное сообщество. И даже Евро 2012 в Украине находится под большим вопросом.
 

     Затем семинар продолжила Соломенцева Ольга, с информацией о внезапно возникшем разделении первой группы инвалидности на 1-А и 1-Б. Поскольку законодательство не дало МСЭКам информации о достоверных признаках инвалидизации, позволяющих верно определить группу инвалидности 1-А или 1–Б конкретному человеку в конкретной ситуации. Распространяющиеся слухи о том, что если инвалид не успеет пройти комиссию МСЭК до 31.12.12, то ему прекратится начисление пенсии в связи с наступлением инвалидности, заставило инвалидов одномоментно оформлять в медицинских учреждениях посыльные листы во МСЭК для переоформления группы инвалидности.

     Со слов Ларисы Саевич, суть выделения групп инвалидности 1-А и 1-Б направлена на то, чтобы государство смогло оказать помощь самым уязвимым и нуждающимся. Но это, на первый взгляд, благое дело, было начато в условиях полного отсутствия информации по вопросу разделения первой группы для МСЭК и инвалидов. То есть постановление о группах требует доработки и информированности исполнителей и инвалидов. Пока же назначение группы инвалидности 1-А должно зависеть от активности лежачих, часто – одиноких инвалидов. К сожалению (или к счастью) наши законодатели не понимают, не хотят знать, что представляет из себя лежачий инвалид. Они видят активных паралимпийцев или активного депутата на коляске Валерия Сушкевича.

 
 А то, что действительно нуждающийся в помощи никогда её не попросит – по
причине своего незнания/ по причине наплевательства окружающих/ по
причине несовершенства законодательной базы мы тоже должны учитывать. Я
наслышана о том, как в Украине заочно (!!!) заполняют ИПР,
как центральные МСЭКи окружают себя самопровозглашенными правилами и
постановлениями, через которые справедливого результата не увидишь. Быть
может, не обратившихся во МСЭК для получения группы инвалидности 1-А регистрировать как инвалидов 1-Б,
но и здесь однозначного ответа по вышеназванным причинам нам пока не
достичь. Посмотрим, какой результат войдёт в резолюцию семинара. Радует,
что при идеальных условиях возможное ограничение в трудоустройстве для
инвалида 1-А будет разрешаться судом на основании Конституции Украины, гарантирующей право на труд для всякого гражданина Украины.


 

     И завершающий, самый объёмный и требующий немедленного реагирования вопрос – о проблемах реабилитационного лечения инвалидов-спинальников за счёт государственного бюджета в специализированных санаториях.

     Нуждаемость в таком лечении в Украине на примере Луганской области открыла Ксения Решнюк. По Луганской области, в очереди на приобретение путёвки для лечения в специализированном санатории состоит 559 человек. Ежегодно Луганские УТСЗН получает лишь 220 путёвок, что составляет лишь половину потребности. То есть инвалид-спинальник может получить необходимое ему лечение один раз в 2-3 года. Александр Богачов поправил эту информацию полными всеукраинскими статистическими выкладками, которые свидетельствуют о том, что инвалид-спинальник сможет лечиться в специализированных санаториях лишь раз в 6-8 лет, что не даст инвалиду возможности поправить своё физическое, духовное и эмоциональное здоровье, что позволит инвалиду быстрее стать балластом для Украины.

     Продолжая свой рассказ, Ксения сообщила о том, что 2 декабря в УТСЗН пришло письмо из кабмина Украины за подписью премьер-министра о требовании возврата путёвок, переходящих на 2012 год. Примерно в это время то же письмо пришло и в Донецкую область. Успевшие уехать по путёвкам уже начали получать лечение в «Славянском», но их достало последующее распоряжение Кабмина, чтобы «счастливчики» покинули санаторий 31 января несмотря на то, что срок путёвки ещё не закончен.
 


     Свой доклад продолжил Саша Богачов:  

     В отношении людей, имеющих незаконченные путёвки – категорически не уезжать!!! Пока я соображала, что Законом Украины об ИПР предусматривается уголовная ответственность за предоставляемые инвалиду препятствия в исполнении ИПР, Татьяна Баранцова попросила инвалидов, прибывших на лечение по «переходящим» на 2012 год путёвкам, дать сведения о их номере и сроке завершения лечения. Саша продолжал свой рассказ о причинах происходящего в специализированных санаториях Украины. До этого я знала ситуацию частично, но теперь она обрела вид криминальной истории. С весны 2011 года финансирование спинальных санаториев стало происходить через Фонд соцзащиты инвалидов, которым руководит Скибинский. Не передавая запутанных подробностей передачи денег для лечения инвалидов по путёвкам от Фонда к санаториям, поясню, что сейчас закончился бюджетный год, и «переходящие» путёвки с 4 квартала 2011г. на 1 квартал 2012 года Фонд оплатить не может. Сейчас создана группа расследования данной ситуации, эту проблему попытались свалить на плечи главврачей санаториев. По устному распоряжению срочно созданного Маслаковым и Скибинским Управления по делам инвалидов, пенсионеров и ветеранов санаториям было рекомендовано закрыть «переходящие» путёвки 2011 годом, вынуждая главврачей совершить должностной подлог. «Славянский» отказался нарушать Законы Украины, о последствиях чего вы читали выше. Сейчас сотрудники санатория пишут заявления о том, что они предупреждены о возможном увольнении. Мы помним, что спинальные санатории ежегодно проходили процедуру тендера, из-за которой они простаивали фактически по полгода. Сотрудники сидели без зарплаты, и как выживали их семьи – одному Богу известно. Сколько лет мы требуем финансовой самостоятельности санатория, чтобы можно было отложить средства и выдавать зарплату сотрудникам в ситуациях, когда лечащихся в санатории нет, но можно заняться ремонтом и созданием уюта. Давая возможность сотрудникам круглогодично быть занятыми на оплачиваемой работе,  санаторий не терял бы квалифицированные кадры.

     То есть ситуация с санаториями заставляет кричать! Хочется, чтобы состоялся круглый стол обсуждения и решения этой серьёзной проблемы, когда у Министра социальной политики Тигипко С.Л. соберутся его заместители, распределяющие путёвки по санаториям, представители Фонда защиты инвалидов, через которых финансируется лечение инвалидов и зарплата сотрудников санаториев, и главные врачи трёх (всего лишь трёх) спинальных санаториев.

     В Украине живут 25 тысяч спинальников, которым жизненно необходимо лечение в специализированном санатории. Пропускная способность этих санаториев (2 в Крыму, 1 в Донецкой области) составляет 5 тысяч человек в год при условии их круглогодичной работы. Чем мы давно не можем похвалиться. Государство, вместо того, чтобы наращивать свои усилия на пути восстановления заболевших или травмированных людей к активной жизни, занимается деланием из них инвалидов, в чём преуспевает.
 

     Мы требуем срочного реагирования Украины в лице власти на озвученные проблемы, призываем на помощь Всеукраинские СМИ, и готовим письмо в Генеральную прокуратуру – на случай, если не будем услышаны!

                    Конозенко Елена, г.Славянск
От имени 93 участников семинара 12.12.11