Байба Байковска: “В христианском движении меня наконец увидели как активного участника, способного внести свою лепту”
Так как Латвия не совсем вписывается в профиль стран, которые я здесь представляю (нерусскоязычная страна в Евросоюзе), объясняю, почему я решила включить ее. Про Байбу мне рассказала хорошая приятельница. Она сказала: “Я знаю идеальную кандидатку для твоих интервью: она молодая, очень активная и занимается стендап комедией” (не знаю, как перевести это слово – это как Задорнов). Мое любопытство не давало мне покоя: после этого я просто не могла не побеседовать с Байбой!
«О себе. Я выросла в маленьком городке в Латвии. Когда мама впервые привела меня в районную школу, все думали, что я пришло пришла посмотреть как учатся “нормальные” дети. Мне пророчили школу-интернат, и никто и думать не мог, что я останусь. Учиться в обычной школе было иногда непросто, но я рада, что у меня был этот опыт, так как он подготовил меня к реальной жизни.
Об активизме. Когда я была моложе, мне очень хотелось втиснуться в какие-то рамки, быть как все, чтобы на мою инвалидностью не обращали внимание. Я совсем не умела просить о помощи, не понимая, что полная независимость может привести к полному одиночеству. Это, кстати, испытывают многие люди с инвалидностью: принятие собственного отличия от нормы приходит не сразу, а с определенной зрелостью. Ко мне это пришло в 2006 году, когда я открыла для себя христианскую веру. Он помогла мне принять себя и безусловную любовь Иисуса, и начать действовать во благо других. На сегодняшний день я являюсь лидером движения “All Ability” (Все возможности), которое направлено на то, чтобы вовлечь людей с инвалидностью в жизнь и в христианское сообщество. Мы стараемся изменить восприятие людей с инвалидностью, до сих пор распространенное в церкви, как объектов благотворительности, нуждающихся в исцелении. А человека надо просто вовлечь, дать задание и распределить ответственность, чтобы он почувствовал себя нужным.
А еще есть жалость. Одна из наиболее показательных историй из моей жизни – это случай, когда я выступала с докладом на конференции. Это было очень длинный (и признаюсь, нудноватый) критический дискурс-анализ на тему коммуникаций и инвалидности (моя докторантура!). Одна женщина в первом ряду прямо прослезилась от моей “вдохновительной храбрости”. Не знаю, слушала ли она мой доклад, но то, что эмоции вызвал факт присутствия инвалида там, где их обычно не бывает (в научной среде, на сцене), улыбает.
О других. Моя собака-помощник отлично растапливает любой лед. Я преподаю в университете, и для многих студентов – я первый человек с инвалидностью, с которым им приходилось контактировать. Присутствие собаки еще лучше помогает донести до них, что я такая же как они. Я приветствую любопытство студентов и с удовольствием рассказываю и шучу об инвалидности. Кстати, на моих лекциях всегда тишина: для того, чтобы понять мою несколько невнятную речь, им необходима полня концентрация, мне даже не приходится их дисциплинировать!
Я несогласна с тем, как некоторые инвалиды себя преподносят: жестко, требовательно. Например, я всегда пользуюсь общественным транспортом и с легкостью прошу водителя опустить пандус на входе. Но делаю я это с улыбкой, стараюсь установить дружеский контакт: нельзя гаркать на человека и потом ожидать, чтобы к тебе относились непредвзято. Хотя по-человечески я, конечно, понимаю, людей с инвалидностью, у которых остаются силы только на озлобленность в мире, в котором всегда надо идти только в гору.
Быть женщиной с инвалидностью в Латвии сегодня… Отпечаток советских дней все еще ощущается в обществе: часто мы не женщины и мужчины с инвалидностью, а некие “это” с инвалидностью. А когда наша половая принадлежность все-таки оговаривается, делается это в изъятом их контекста сенсационном ключе: “Ого, Байба сидит в коляске и говорит про секс!” Кстати, комментарий этот относился к научной статье, в которой мы с еще одним экспертом обсуждали сексуальность людей с инвалидностью.
Большинство женщин с инвалидностью хотят, чтобы их видели таковыми. Мне нравится бывать в салоне, делать маникюр, прическу (в старых фото Байба – блондинка с короткой стрижкой; на нашем-же интервью у нее длинные темные локоны с баклажанным отливом). Многим женщинам (да и мужчинам!) с инвалидностью так и не удается себя познать: они живут дома с родителями, а если и покидают родительский дом, то только чтобы переехать в интернат. Иногда люди думают, что и я так живу, и очень удивляются, когда узнают, что я живу одна с собакой в съемной квартире. На четвертом этаже.
О будущем. У меня на уме два приоритета. Первый – это найти как можно больше исследований (или исследователей) на тему репрезентации инвалидности в коммуникациях и мультимедии. Это моя докторская тема, она пока что новая и малоизученная. Хочется копнуть поглубже, так что если кто-то может помочь с контактами, буду рада!
Также мне бы хотелось установить сотрудничество с людьми и организациями, работающими на пересечении инвалидности и христианства. Если вы разделяете ценности и миссию движения “My Ability” – дать людям с инвалидностью возможность познать Христа и мобилизовать их к действию путем вовлечения во благо других – не молчите дайте о себе знать!»
baiba.baikovska@agape.lv
На фото изображена Байба, улыбающаяся молодая женщина в электрической коляске. У нее светлые волосы по плечи и очки; на ней надето оранжевое платье. Рядом с Байбой ее собака-помощник; на заднем плане – рояль.